История Datsun
Машины на паровых двигателях, выпускаемые Торао Ямабой в 1904 году, были первыми зарегистрированными японскими автомобилями. Это был массивный авто на 10 сидений был спроектирован для того, чтобы туда помещалась большая семья Ямабы. Первая машина на бензине была создана в 1907 году компанией Automobile Trading, известной так же под названием Takuri. Дюжина моделей от Takuri с 1.85-литровым 2-цилиндровым двигателем были произведены по дизайну первого японского автодизайнера Команосуке Учияма.
Первая версия с 4-цилиндровым мотором была роскошным седаном, выпущенная совместно в 1911 году компаниями Tokyo Kunisue Automobile Works и Tokyo Motor Vehicle Works. В движение она приводилась 1.3-литровым движком, охлаждаемым водой, с индукторным зажиганием, мощность которого возросла на 16 лошадиных сил. Количество разработок может показаться высоким для молодой индустрии, но настоящий уровень производство был в общем всё еще меньше 50 экземпляров к 1912 году.
И затем появился Масуджиро Хашимото…
Корни истории Datsun уходят к 1911 году. Именно тогда Масуджиро Хашимото, прошедший повышение квалификации в Америке инженер, создал с помощью трех инвесторов компанию Kwaishinsha Motors. Хашимото был не похож на большинство японских автомобильных инвесторов, он на протяжении нескольких лет учился по специальности в Нью-Йорке. Мечтой Хашимото было создать первое постоянное производство автомобилей в Японии.
Его первая экспериментальная машина, завершенная в 1912 году, была не особо успешна. Следующая настоящая попытка состоялась в 1914, это был прототип для модели DAT 31, которую встретили с большим энтузиазмом. Как раз в это время компания выбрала название Datsun.
Название сформировалось частично из первых букв фамилий главных инвесторов: Кейджиро Дена, который помогал с запуском компании, Рокуро Аояма, друга детства, а так же Мейтаро Такеучи – кузена бывшего премьер-министра, который помогал с финансами. От этого образовалась первая часть названия – DAT. При переводе с японского это означало «кролик», «быстрый заяц» или «очень быстрый».
Модель DAT 31 была размещена на рынке в 1915 году, за ней в 1916 последовала модель DAT 41, последняя выпускалась вплоть до 1925 года.
Модель DAT 41
Dat 41 был «недорогой, но роскошной» машиной с двигателем на 15 лошадей и смог увезти 5 пассажиров. Каждый автомобиль был сделан вручную, поэтому так мало экземпляров и выпускалось. Так же причиной низкого уровня производства было то, что в Японии основным сообщением были железные дороги и корабли при путешествии на дальние расстояния, в большинстве из-за того, что дороги за чертой города были в допотопном состоянии. Машины в основном использовались в городе.
Сын «Dat»
В 1917 состоялась реструктуризация Kwaishinsha Motors из-за финансовых трудностей. Компания стала называться Dat Motor Vehicle, а своё предыдущее название использовала только для некоторых проектов. Новая компания стала производить модель Dat 51. Согласно нескольким источникам, Хашимото назвал компактную версию типа 51 на 2 сиденья «Datson» (сын Dat).
Модель 51 Torpedo
Модель 51 была доступна в нескольких стилях кузова, включая Torpedo, у них был двигатель с водяным охлаждением на 15 лошадиных сил с механической коробкой передач и конвенциональным приводом. В начале 20-х DAT начала совместное предприятие с Tokyo Gas Denki, чтобы производить промышленные автомобили, после принятие в 1918 в Японии государственного закона по которому производителям военных машин выдавалась финансовая поддержка.
Затем произошло событие, которое повлияло на автомобильную индустрию в Японии. Великое Японское Землетрясение 1923 года практически сравняло с землей большинство предприятий и инфраструктуру, включая дороги. Это был прорыв, в котором так нуждалась японская авто индустрия. Вдруг всем в стране потребовался транспорт, особенно, грузовиков. Этот пробел заполнялся за счёт большого количества импортных автомобилей, в частности Ford и GM, но у DAT тоже была своя доля на рынке.
Ford был первым американским автопроизводителем, который построил завод в Японии в 1925 году. General Motors последовала этому примеру в 1927 году. Американские машины, выпускаемые в Японии, доминировали на рынке, из-за чего новые местные производители выбывали из бизнеса.
DAT продолжила выпускать легковые автомобили и грузовики в Токио до 1926 году, затем корпорация поглотила компанию Jitsuyo Jidosha Seizo и образовала Dat Automobile Manufacturing в Осаке. После слияния обе компании в основном отказались от производства легковых и сконцентрировались на производстве грузовиков. Jitsuyo на момент слияния выпускала модель Lila, машину, спроектированную американцем Уилльямом Горхамом.
Уилльямом Горхамом
Уилльям Горхам родился в США в 1888 году. В возрасте 14 лет он соорудил повозку с мотором, взяв двигатель от газонокосилки и встроив его в свой игрушечный фургончик. Он сфокусировал свой профессиональный интерес на дизайне самолетов, на его взгляд автомобили были слишком далеки в развитии. В 1918 он ответил на приглашение от японской компании проектировать военные самолеты, получил работу и переехал с семьей в Японию. Когда он приехал туда, то нужда в истребителях сама собой отпала, так как первая мировая война к тому времени закончила, поэтому Горхам стал проектировать первые рикши с мотором; они были очень успешными по всей Южной Азии. Потом он начал создавать автомобили Lila, названные в честь его жены. Горхам так же стал консультантом для молодого японского промышленника по имени Йошисуке Айкава, владельца Tobata Casting. Горхам оказывал огромное влияние на развитие компании, положив начало техническим основам Dat, а потом и компании Nissan, а так же проектируя большинство их автомобилей.