История дизайна для Datsun Bluebird 510
Существует много мифов о дизайне Bluebird 510, включая тот о том, что дом Пинифарина спроектировал кузов. 410/411 был создан по итальянским чертежам, но не 510, хотя некоторые ключевые элементы дизайна были схожи у всех трех перечисленных моделей. Еще по одной версии 510 считали обновленным автомобилем Prince, это так же было неправдой.
Кузов 510 на самом деле был спроектирован штатным подающим надежды дизайнером Теруо Учино, который работал в компании Nissan с 1963 года. Учино учился мастерству у Шиозо Сато, человека, который создал спорткар Toyota S600 и проделал большую работу над родстерами Datsun.
Теруо дали задание спроектировать полную замену для Датсун Bluebird 410 с целью создания менее итальянской по виду модели, которая к тому же не была бы похожа на Austin. Критики решили, что дизайн 510 слизан с BMW 1600, но если взглянуть на Nissan President 1965 или Toyota Crown, то не трудно заметить, что Учино черпал вдохновение у более близких ему автомобилей. Более крупная машина той же эры, Nissan Laurel так же похожа на Bluebird 510.
Хотя 510 намеревалось сделать абсолютно непохожей на 410, всё же одну деталь Теруо Учино у нее позаимствовал – боковой изгиб. Машина всё же должна была выглядеть новинкой для США. Поэтому Учино просто сбалансировал все остальные свои идеи вокруг этой линии, привнеся в модель консервативного стиля. В результате получился кузов – не такой шикарный, но привлекательный и не кричащий.
С самого начала целью было сделать Bluebird 510 первым японским автомобилем, который бы продавался по всей Америке. Теруо Учино и команда Nissan постоянно получали звонки от президента американского филиала компании Ютаки Катаямы. Мистер К. хотел получить машину, которая бы действительно понравилась американцам, а не еще одну модель эконом-класса, в которой не было бы шарма и нормальных характеристик. Мистер К. был не просто бизнесменом, Ютака Катаяма знал не понаслышке о создании автомобилей, включая гоночные. Он сам создал несколько достойных прототипов, некоторые из которых до сих пор восхищают.
Мистер К. понял, что американцам нужно от машины и долгое время проводил за разговорами с Японией, пытаясь заставить дизайнеров создать то, что он хотел. Его очень впечатлил BMW 1600, и он решил, что это авто должно стать отправной точной для следующего седана Datsun. Ему нужна была машина с современным дизайном, но еще важнее, ему нужна была машина с достаточной для американских дорог мощностью. Ему нужен был спортивный седан с 1.6-литровым двигателем.
Чтобы получить двигатель 1600 и модель с европейским стилем, он устроил встречу с высокопоставленным исполнительным директором Nissan и бывшим служащим министерства Кейичи Матсумура и убедил его в том, что именно таким путем следует двигаться. Матсумура сказал выслать ему доклад с проектом, что Катаяма и сделал 8 апреля 1966 года. Этот доклад жарко обсуждали, потому что многие консервативные директора поняли, что он на самом деле не от Матсумуры, а от Катаямы. Матсумура не отступал, и двигатель серии L для разработки мотора 510 отправился на рассмотрение к команде дизайнеров.
Первый двигатель Nissan, похожий по размеру на L16 можно увидеть на 510, который появился в середине 1967 года в виде родстера 2000. Этот 2-литровый двигатель U20 был спроектирован новой сборной командой инженеров, они установили головки Prince на основе Mercedes в модифицированный блок 1600 на основе блока от родстера Austin и получили двигатель SOHC SU мощностью в 150 лошадиных сил. У инженеров Prince уже был 6-цилиндровый L20, созданный еще до слияния, скорее всего, он сильно повлиял на появление L16 для 510.
Bluebird 510 получил 1.6-литровый двигатель серии L, дизайн которого ушел не далеко от U20, 1.3-литровой версии L13 на некоторых рынках. L16 обладал мощностью 97 лошадиных сил, но многие считали, что эта цифра была немного накручена. В то время как сам двигатель был совместным творением Prince-Nissan, остальные технологии 501 были созданы оригинальными инженерами Nissan.
Казуми Йотсумото, глава отдела по дизайну компании Nissan, был ответственным за то, чтобы Bluebird 510 действительно стала легендарной машиной. Его целью было сделать ее автомобилем, который станет продолжением владельца, который на ней ездит. Под его руководством команда дизайна Nissan создала легковесную целостную платформу, которая поддерживала полностью независимую подвеску и цепь привода. Конечным результатом стала очень хорошо сбалансированная машина с управляемостью, которой могли позавидовать все ее соперники в той же ценовой категории.
Купе Bluebird SSS 1968. Сначала появилась версия с 4-мя дверями, потом универсал, а затем 2-дверный седан. При старте продаж были доступны модели – 1300, 1600 и 1600 SSS. 2-дверная версия купе была добавлена в линейку в ноябре 1968 года. Модели SSS шли с карбюраторами Twin SU, двигатель обладал мощностью в 109 лошадиных сил вместо стандартных 96 л/с.
Но еще большим чудом был не стиль 510, не ее характеристики или управляемость. Ничто из этого не было новым или уникальным. Что действительно выделяло 510 на рынке это цена. Модель начала выпускаться в конце августа 1967 года, первые образцы имели серийный номер 510000011 на двигателе. Первые десять экземпляров были тестовыми. Когда первая 510 съехала с корабля в порту Калифорнии, мистер К был поражен. Он изрек – «это как раз то, что я и хотел». Мистер К заставил всех сесть за руль машины, от исполнительных директоров до секретарей американского филиала. Наконец, у него появилась машина, которую бы он мог продавать американцам.
Когда была представлена 510, индустрия США переживала эру маслкаров, в 1967 году были популярными многие легендарные модели, либо они только начинали выпускаться, например, Mustang, Camaro, Corvette и т.п. Мистер К знал, что на таком рынке трудно, чтобы тебя заметили. В результате он сделал всё, что смог, чтобы американизировать все модели Датсун, которые оказывались у него. Первое, что он сделал – убрал все упоминания о Bluebird и Fairlady из маркетинговой кампании Datsun, убрал надписи с машин.
В Америке модель так и называлась – 510 (в Канаде и Австралии – Datsun 1600) и была доступна, как 4-дверная версия и универсал, а 2-дверная версия стала продаваться в Штатах как «Datsun/2» в конце 1968. В базовый комплект входили белые покрышки Bias, двигатель L16, виниловые коврики, открывающиеся задние окна, опцией была коробка-автомат на 4 скорости. За 4-дверную модель просили всего 1996 долларов, а за универсал 2196.
Катаяма так же предусмотрел для этого автомобиля рекламу. В рекламном ролике женщина сидит за рулем 510 и управляет ей на опасной прибрежной дороге Калифорнии, 510 прекрасно справляется с поворотами на мокрой от дождя трассе. Никаких слов, только музыка Вивальди, а в конце ролика логотип Datsun. Критики задавались вопросом – «как можно продавать машину, не говоря о ней ни слова?». Но вскоре цифры продаж успокоили их, так как цифры говорят громче слов – за первый год было продано 40,000 экземпляров.
Роберт Линк, старший вице-президент американского Nissan заявил о том, что 510 «ознаменовала собой конец нелепых слухов о том, что японские автомобили производятся из переработанных банок из под пива». Его слова подтвердятся так же в конце века, когда команда «Road and Track» назовет компактный 510 «одной из самых важных моделей 20-го века». Владельцы машины вскоре осознали, что их малютке завидуют водители MG и BMW. В результате, некоторые вдохновились так, что испробовали 510 на треке. Одним из таких энтузиастов стал Боб Бондюран и его гоночная школа вождения. Бондюран обратился в Datsun после того, как ему отказали другие автопроизводители. Мистер К согласился дать Бобу одну 510 и пару родстеров. Это было очень мудрым решением. Бондюран обучал новичков на модели 510, а затем они пересаживались на родстеры 1600 и 2000.
Для 1969 модельного года 510 был обновлен. С 1968 по 1969 над ним произвели всякого рода небольшие технические изменения и смену оборудования, в результате на предыдущую модель стало тяжело достать детали. Изменения включали капот, фары, решетку, сидения, двери, тормоза, трансмиссию и многое другое. «Road and Track» отметили, что 510 «переманивает американских покупателей из салонов местных производителей».
В 1969 году Nissan организовал отдел по участию в соревнованиях, и неофициальные «поддерживаемые фабриками» гоночные команды были готовы к заезду на родстерах, новом 240Z и 510 – на западе это были Brock Racing Enterprise, а на востоке – Bob Sharp Racing. Это привело к тому, что появилось несколько публикаций о Datsun, в которых владельцам показывали, как можно модифицировать и обновить свои машины при участии отдела Nissan Competition и других фирм запчастей. Обе команды показали очень хорошие результаты на разных мероприятиях.
В 1970 произвели обновление линейки Bluebird, включая новую приборную панель, сидения с подголовниками и т.д. Под капотом оказался 1.5-литровый серии L, он устанавливался на новинку N510, так же появились модель Super Sport и купе 1800 KH510 с новым движком L18. Coupe 1800SSS прожило не долго, ее заменили автомобилем 610 Series SSS.
Продажи Bluebird 510 в Америке
Версия 510 1970 для США стоила 1935 долларов за 4-дверную версию, 2035 $ за 4-дверную и 2265$ за универсал. Продажи взлетели еще в конце 1969 года, поэтому уровень продаж 510 в Штатах накручивал невероятные цифры, рост продолжался и в 1971-72 годах. 510 в этот год стала гоночной моделью, беря призовые места на различных ралли и гонках. В 1971-1972 автомобиль претерпел небольшие изменения, незначительные косметические и инженерные обновления. И еще Datsun представил новую машину в Америке в тот год – LB110 или Datsun 1200, которая так же хорошо продавалась.
Небольшая накладка с сериями случилась в тот момент, когда стартовал запуск серии 610 в августе 1971 года, но производство 510 не прекратилось вплоть до ноября 1972. Последним годом продаж 510 стал 1973. И 4-дверная версия и универсал уже не были представлены в салонах, осталась только 2-дверная версия. В тот год в США ее заменили достаточно некрасивой 610. В свой последний год уровень продаж модели 510 всё же достиг отметки в 30,688 экземпляров, а по всему миру было продано более 400,000.
510 была одной из самых обожаемых машин Nissan, чувствуя это компания пыталась повторит успех, запустив A10 Violet в конце 70-х, которую для США обозвали 510. К сожалению, не было в этой модели и крупицы той магии. Конечно, у Nissan очень много красивых автомобилей, а в японской автоиндустрии еще больше, но 510 занимает и по сей день особое место и в истории, и в сердцах автолюбителей.
Похожие статьи:
История → Работа с дилерами, Филиалы и Различные Автошоу
История → Второй кризис
История → Смена бренда
История → Знаменательное открытие штаб-квартиры на восточном побережье в 1963 году
История → Нефтяной кризис и смещение Катаямы